Лекция 14
Lezione 14
Buongiorno!
Слова и выражения:
Встреча - Un incontro
Как поживаете (поживаешь)?…………Come sta (stai)?
……………………………................….Come va?
Как дела?……………………....………. Come vanno gli affari?
Неплохо!………………………….…… Abbastanza bene! Non cè male!
Так себе!………………………………. Così, così !
К (не) счастью……………………….…Per (s)fortuna.
Составить компанию к-л……………….Fare compagnia a qd
Давненько мы не виделись…………… Da tempo non ci vediamo
Что нового? Какие новости?…….……(Che) Novità?
Никаких – ни хороших, ни плохих……. Nessuna: nè buona, nè cattiva
(Глянь-ка) Кого я вижу!…………….…Guarda chi si vede!
Лучше поздно, чем никогда!……..…....Meglio tardi che mai!
Договорились!………………………….D'accordo!
Часы отстают ………………………..... L'orologio ritarda
спешат (на 10 минут)…………………....L'orologio avanza (di 10 minuti) |
Диалог - Conversazione:
Marco — Buongiorno, come stai?
Paolo — Bene, grazie, e tu?
Marco - Abbastanza bene, come vedi (как видишь). E i tuoi tutti bene?
Paolo — Si, per fortuna.
Marco - Aspetto per le dieci un mio amico che ancora (пока) non c'è.
Paolo — Ti faccio compagnia per cinque minuti.
Marco - Vuoi un caffè?
Paolo — Volentieri. Da tempo non ci vediamo.
Marco - Davvero!
Paolo - Che novità?
Marco — Nessuna, ne buona, ne cattiva.
Paolo — Come vanno gli affari?
Marco - Non c'è male.
Paolo — Mia moglie parla spesso di voi.
Marco - Molto gentile.
Paolo — Vogliamo vederti con tua moglie.
Marco — Cerchiamo di venire in settimana.
(Arriva Franco)
Paolo — Ma guarda chi si vede! Meglio tardi che mai!
Franco — Che ore sono, ragazzi?
Paolo — Sono le dieci e venti.
Franco — Allora il mio orologio ritarda di una mezz'ora.
Paolo — Su, svelti, andiamo! (a Marco) Aspetto una tua telefonata e arrivederci presto!
1. Fra chi c'è un incontro?
2. A che ora deve venire Franco?
3. Che cosa bevono gli amici?
4. Si vedono spesso Paolo e Marco?
5. Marco è sposato?
6. Va bene l'orologio di Franco?
7. Se no, di quanti minuti ritarda o avanza?
Правильные глаголы в сложных временах.
Прошедшее ближайшее – Passato Prossimo.
В самом первом уроке вы узнали, что простые времена образуются изменением окончаний одного глагола. Нетрудно догадаться, что сложные времена так названы потому, что образуются не одним, а двумя глаголами : вспомогательным и смысловым.
Сложные времена образуются по общему принципу:
Avere/ essere + причастие прошедшего времени (Participio passato) спрягаемого глагола
Participio Passato правильных глаголов имеет следующие формы окончания:
1 спряжение – ato | - comprare– comprato (купленный) |
II спряжение – uto | - ripetere - ripetuto (повторенный) |
III спряжение – ito | – capire - capito (понятный) |
Из самого названия Passato Prossimo – прошедшее ближайшее – следует, что время это обозначает действие, совершенное в прошлом и к моменту речи все еще связанное с настоящим.
Образование Passato Prossimo:
Avere/Essere в Presente + Participio Passato спрягаемого глагола
Уместен вопрос: когда же Avere, а когда Essere ?
Выбор вспомогательного глагола зависит от переходности или непереходности смыслового глагола.
Переходным является глагол, требующий после себя прямого дополнения:
Comprare(che cosa? Chi?) un libro/ un gatto ( действие переходит на объект)
Ripetere (che cosa?) la lezione;
Capire( che cosa?chi?) la risposta,l’amica, il professore.
Непереходным является глагол, не требующий после себя прямого дополнения вопросы che cosa? chi?:
Entrare nella stanza.
Переходные глаголы спрягаются в сложных временах с Avere :
Ho comprato un libro - я купил книгу (досл. Я имею книгу купленной)
Hai ripetuto la lezione - ты повторил урок (досл. Ты имеешь урок повторенным)
Abbiamo capito la risposta - мы поняли ответ (досл. Мы имеем ответ понятым)
Окончание Participio Passato глаголов, спрягающихся с Avere, остается неизменным во всех лицах и числах, когда прямое дополнение стоит после глагольной формы.
Comprare un libro
1.(non) ho compraro
2.(non) hai comprato
3. (non) ha comprato |
1.(non) abbiamo comprato
2.(non) avete comprato
3.(non) hanno comprato |
Ripetere la lezione
(non) ho ripetuto
(non) hai ripetuto
(non) ha ripetuto |
(non) Abbiamo ripetuto
(non) Avete ripetuto
(non) hanno ripetuto |
Capire la risposta
(non) ho capito
(non) hai capito
(non) ha capito |
(non) abbiamo capito
(non) avete capito
(non) hanno capito |
Непереходные глаголы спрягаются в сложных временах с Essere. При этом Participio Passato согласуется в роде и числе с подлежащим: Sono entrato(a) nella stanza - я вошел(вошла) в комнату
Siamo venuti(e) alle 9 di sera - мы пришли в 9 часов вечера
Только с Essere спрягаются все возвратные глаголы:
Entrare nella stanza - войти в комнату
(non) sono entrato(a)
(non) sei entrato(a)
(non) è entrato(a) |
(non) Siamo entrati(e)
(non) Siete entrati(e)
(non) sono entrati(e) |
Alzarsi alle 7 – встать в 7 часов
(non) mi sono alzato(a)
(non) ti sei alzato(a)
(non) si è alzato(a) |
(non) ci Siamo alzati(e)
(non) vi Siete alzati(e)
(non) si sono alzati(e) |
Выбор Avere/essere для сочетания модальный глагол + смысловой определяется по смысловому глаголу:
Ho dovuto ripetere la lezione - Мне пришлось повторить урок
Non sono potuto venire stamattina - Я не смог прийти сегодня утром.
Запомните правильные непереходные глаголы, которые спрягаются в Passato Prossimo с AVERE:
Lavorare - ………………работать
Parlare - …………………говорить
Mangiare - ………………есть
Pranzare -…………………обедать
Cenare -…………………..ужинать
Ballare -…………………..танцевать
Abitare -………………….жить
Studiare -………………...учить(ся)
Pensare -…………………думать
Riposare -……………….отдыхать
Viaggiare -………………путешествовать
Passeggiare -……………гулять
Camminare -…………….идти(пешком)
Поупражняемся!
Образуйте Participio Passato:
Abitare-, studiare- ,pranzare-, cenare-, dormire-, sapere-, volere- ,dovere-, potere-, viaggiare-, passeggiare- , pensare- .
Назовите глаголы, от которых образовано Participio Passato:
Ballato, riposato, lavorato, partito, uscito, capito, lasciato, cenato, impiegato, voluto, dovuto, saputo, potuto, ascoltato, cantato.
Поставьте нужный вспомогательный глагол:
Io …..ammirato I monumenti di Mosca.
Lui .. arrivato a casa alle 9.45.
Noi .. domandato a Franco dove abita.
Loro…….saliti sull’autobus in fretta.
Tu…….. invitato Carla a cena.
Voi…….tornati ieri da Helsinki.
Tu ….. ..comprato un bel libro.
Lui…aspettato per un’ora.
Loro.. trovato un appartamento in via Manzini.
Безударные формы личных местоимений при глаголе в сложных временах.
В сложных временах, как при утверждении, так и при отрицании, безударные личные местоимения стоят перед вспомогательным глаголом:
(Non) gli do un libro. - Я (не) даю ему книгу.
(Non) gli ho dato un libro. - Я (не) дал ему книгу.
В сочетании модальный глагол + инфинитив смыслового безударные личные местоимения ведут себя также, как в простых временах:
Gli ho dovuto dire la verità. - Мне пришлось сказать ему правду.
Ho dovuto dirgli la verità. - = = = =
Местоимение loro как обычно следует после глагола
Сравните:
Le ho ripetuto la risposta - Я повторил ей ответ
Abbiamo ripetuto loro la risposta. - Мы повторили им ответ
Поупражняемся!
Раскройте скобки, поставьте глаголы в Passato Prossimo:
Gli(noi – dare) una buona lezione.
(lui – cantare) loro una canzone italiana.
Ti (io – conoscere) durante il lavoro.
Mi (essi – lasciare) la tua colazione sulla tavola.
Io (dover frequentarla) il Lunedì e il Giovedì.
Tu (poter leggerlo) in una settimana.
Egli (voler dirlo) a tutti.
Noi (voler respondergli) presto.
Voi (saper farlo) molto bene.
Essi (dover telefonare loro ) a Roma.
Основные значения артикля. Определенный артикль.
Артикль указывает на:
-род – il mare,la neve;
-число – il filobus, I filobus;
-степень определенности
Выбор между определенным и неопределенным артиклем зависит от ситуации- контекста и ее толкования:
По- русски |
По- итальянски |
Толкование |
Я вошел в комнату.
Я вошел в комнату. |
Sono entrato nella stanza.
Sono entrato in una stanza. |
Я вошел в эту комнату
(о которой уже шла речь; комната одна)
Я вошел в какую-то комнату, одну из комнат ( о ней еще не говорилось; комнат несколько) |
Основные значения определенного артикля следующие:
1. Обобщающее (сопоставимо с определенным прилагательным tutto):
Il professore insegna, lo studente impara. - Преподаватель учит, студент учится.
(т.е.: tutti I professori insegnano e tutti gli studenti imparano)
2. Единичное ( о предмете, понятии и т.д.)
La natura è ricca. - Природа богата.
Il cielo è limpido, c’è il sole - Небо ясное, светит солнышко.
3. Указательное (сопоставимое с указательными прилагательными questo/quello) или значение известности:
Leggo la rivista(=quella rivista) che mi hai dato. - Я читаю журнал, который ты мне дал.
Il libro(=questo libro) è molto interessante. - Эта книга очень интересная.
Момент известности часто передается с помощью порядка слов:
новое (неизвестное) стоит в конце предложения, старое (известное) – в начале:
Conosco un ragazzo. - Я знаю (одного) парня.
Il ragazzo parla bene l’italiano. - (этот)
Парень (которого я знаю) хорошо говорит по-итальянски.
Поупражняемся!
Заполните пропуски определенным или неопределенным артиклем.
Leggo … libro.
….libro è italiano.
….impiegato può sapere chi è … padrone.
…luna porta fortuna.
Sulla tavola c’è…. quaderno .
…quaderno è verde.
Ti voglio parlare di … storia.
…storia è tanto interessante.
Tanti auguri!