Лекция 2.
Lezione 2.
Порядок слов в итальянском предложении чаще всего прямой: подлежащее - сказуемое - второстепенные члены предложения.
Артикль.
Существительные могут быть только двух родов - мужского и женского. Показателем рода во всех случаях является стоящий перед существительным артикль. Это коротенькое слово кроме рода обозначает также число и указывает, чтó говорящий считает в данной речи старым, известным(определенным), а что - новым,неизвестным(неопределенным).Отсюда все артикли делятся на два вида: определенный и неопределенный, единственного и множественного числа, мужского и женского рода:
Род |
определенный |
неопределенный |
Единственное число |
Множественное число |
Единственное число |
Множественное число |
Мужской |
il, l', lo |
i, gli |
un, uno |
опускается |
Женский |
la, l' |
le |
una, un' |
опускается |
Существительное.
Нужно с самого начала привыкнуть к тому, что рода слов в русском и итальянском языках не совпадают:
Книга, женский род (f) - il libro, мужской род (m).
Мужской род:
Определенный артикль
Артикль il (ил) - ставится перед словами мужского рода, начинающимися с согласной:
Il voto - оценка
Артикль l' (л) - ставится перед словами, начинающимися с гласной:
L'amico - друг
Артикль lo (лo) - ставится перед существительными мужского рода, начинающимися с буквы s , если после нее идет согласная буква, и буквы z :
Lo studente (лo студенте) - студент ,
Lo zero (лo дзеро) - ноль
Неопределенный артикль
Артикль un (ун) ставится перед существительными мужского рода, начинающимися с согласной или с гласной:
Un libro (ун либро) - книга ,
Un amico (ун амико) - друг.
Артикль uno (уно) - употребляется так же , как lo:
Salutare uno studente - поздороваться со студентом (каким-то, одним из).
Женский род:
Определенный артикль
Артикль la употребляется перед существительными, начинающимися с согласной:
La rispọsta (ла риспоста) - ответ
Артикль l' ставится перед словами, начинающимися с гласной:
L'arte (лартэ) - искусство
Неопределенный артикль
Артикль una (уна) ставится перед существительными, начинающимися с согласной:
Una penna (уна пэнна) - ручка
Перед гласными в артикле опускается конечная "а":
invitạre un'amica (инвитарэ унамика) - пригласить подругу (какую-то, одну из).
Артикль обязателен всегда , и только в определенных и четко оговоренных случаях он может не употребляться.
Поупражняемся!
1.Прочитайте, произнося слитно артикль и существительное:
il libro (ил либро) - книга
il mare (ил марэ) - море
il voto (ил вото) - оценка
il tavolo (ил таволо) - стол
lo studente (ло студэнтэ) - студент
l'amico (ламико) - друг
la risposta (ла риспоста) - ответ
la neve (ла нэвэ) - снег
la penna (ла пэнна) - ручка
l'amica (ламика) - подруга
la pittura (ла питтура) - живопись
la musica (ла музика) - музыка
Запишите эти слова в словарь для запоминания.
2. а).Напишите определенный артикль перед словами мужского рода:
….\…..professore, dettato , dottore , errore , scaffale , studente , disco , amico, spirito , tavolo , zio , soffitto , libro ,corso .
б) рядом с определенным артиклем поставьте соответствующий неопределенный .
3.а). Напишите определенный артикль перед словами женского рода:
….\…..carta , matita , scala , lettura , bambina , idea , maestra , busta , porta , amica , astra , mattina , sigaretta , lingua , lezione .
б)рядом поставьте соответствующий неопределенный артикль.
4.Напишите следующие слова по-итальянски с определенным артиклем:
друг , книга , ручка , подруга , университет , сигарета , море , снег .
Настоящее время глаголов I спряжения
Сначала о том, что означает "правильные" и "простые":
Правильныеми называют глаголы, объединенные в большие группы и спрягающиеся по неизменным , общим для них образцам. Глагольных групп в итальянском языке три.Они различаются по окончанию глагола в неопределенной форме(инфинитиве).
Образование неопределенной формы:
+
ОКОНЧАНИЯ |
I СПРЯЖЕНИЕ |
II СРЯЖЕНИЕ |
III СПРЯЖЕНИЕ |
-ARE
Lavorare (работать) |
- ERE
Ripetere (повторять) |
-IRE
Dormire (спать) |
Основным простым временем является Настоящее время - Presẹnte. Названо оно простым потому, что образуется путем изменения собственных окончаний глагола.
При образовании личных форм глагола в Presente, как и вообще в простых временах , вместо окончаний инфинитива ( -are, -ere, -ire) к глагольной основе присоединяются личные окончания данного времени.
Для Настоящего времени глаголов I спряжения окончания следующие:
Утвердительная форма (+):
Общая схема предложения такова:
Существительное (не обязательно) + глагол + остальные части речи
Единственное число |
Множественное число |
1 лицо |
Я |
- О |
1 лицо |
МЫ |
- IAMO |
2 лицо |
ТЫ |
- I |
2 лицо |
ВЫ |
- ATE |
3 лицо |
ОН / ОНА |
- A |
3 лицо |
ОНИ |
- ANO |
Отрицательная форма(-):
Общая схема:
Существительное + non + глагол + остальные части речи.
Пример (esempio):
Lavoro sodo
Я работаю усердно |
lavoriamo sodo
Мы работаем усердно |
lavọri sodo
ты работаешь усердно |
lavorạte sodo
вы работаете усердно |
lavọra sodo
он\она работает усердно |
lavọrano sodo
они работают усердно |
Благодаря тому, что у глаголов нет повторяющихся личных окончаний, отпадает надобность в личных местоимениях, выполняющих роль подлежащего.Поэтому
НА ПИСЬМЕ И ОСОБЕННО В УСТНОЙ РЕЧИ ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ОБЫЧНО ОПУСКАЮТСЯ.
Поупражняемся!
1. Прочитайте , запишите и выучите глаголы:
lavorare……………..работать
studiare……………..учиться,заниматься
parlare………………говорить
comprare……………покупать
ammirare……………любоваться
ascoltare…………….слушать
trovare………………находить
2.Проспрягайте письменно четыре глагола на выбор, пользуясь схемой настоящего времени
3.Проспрягайте письменно выражения:
parlare bene l'italiano ………..- хорошо говорить по-итальянски
(парларэ бэнэ литальяно)
ascoltare la musica……………- слушать музыку
(Аскольлтарэ ла музика)
comprare un libro…………….- купить книгу
(компрарэ ун либро)
4.Проспрягайте глаголы вслух:
parlare, ammirare, ascoltare, comprare.
5.Поставьте глагол во множественное число:
ESEMPIO (пример):
Ascolto la musica italiana - ascoltiamo la musica italiana
Ama la musica -
Non parli bene l'italiano -
Compro un libro -
Non ascolta bene -
6. Поставьте глагол в 3 лицо единственного и множественного числа:
Es: Aldo (studiare) bene l'italiano - Aldo studia bene l'italiano.
Alessandro (parlare) bene l'italiano.
Paolo (trovare) una sigaretta.
Maria e Cristina (non ascoltare) la musica, (studiare)l'italiano.
Слова:
Lo studẹnte……….студент
Russo………………русский
studiạre…………….изучать
la lịngua …………..язык
a Roma……………в Риме
la mattịna ………зд. по утрам
insiẹme a………….вместе с
frequentạre……….ходить в
di Roma ………….римский
l'Università ……университет
fumare una sigaretta…..курить сигарету
la parola………………слово
altro……………другой,иной
sempre………………..всегда |
grạzie ………………спасибо
volentiẹri …………..охотно
сosì (кози)………….так
molto………………много
sì (всегда с ударением)…….да
fra……………….через(скоро)
poco……………..мало(скоро)
cominciạre……начинать(ся) (коминчарэ)
la lezione………. Урок, лекция
andiamo…………идем, пойдем
piano……………тихо,медленно
dopo ………………после,за
arrivare…………….прибывать
alto…………………высокий |
Прочтите текст и переведите его устно.
PARLIAMO L'ITALIANO!
Lo studente russo Alessandro studia la lingua italiana a Roma. La mattina insieme ad un amico italiano, Paolo frequenta l'Università di Roma. Paolo saluta Alessandro :
Paolo: - Andiamo insieme. Fumi una sigaretta?
Alessandro: - Grazie, volentieri .
Paolo: - Parli l'italiano così bene. Lavori sodo?
Alessandro: - Eh , sì, lavoro molto. Andiamo , fra poco comincia la lezione.
Примечания:
Задачу соединения слов в итальянском языке выполняют не падежи(которых нет), а предлоги.
1.Предлог а употребляется:
- для обозначения местонахождения: a Roma, a Mosca
- для выражения отношений, соответствующих русскому дательному падежу:
Alessandro regala una penna a Stefania.
Александр дарит (кому?) Стефании ручку.
- В устойчивых сочетаниях: insieme a Mario - вместе с Марио
- В роли предлога при глаголе в сочетаниях
Andiamo a studiare l'italiano
2.Предлог di чаще всего выражает отношения принадлежности(в русском - родительный падеж):
La penna di Stefania - ручка Стефании
L'Università di Roma (di Mosca) - Римский (Московский) университет
Поупражняемся!
1.Вместо точек поставьте соответствующие предлоги и переведите на русский язык:
a) ("a") :
1.Franco studia la lingua russa ……Mosca.
2.Andiamo …. comprare un libro italiano.
3.Cominciamo … studiare l'italiano.
б) ("di") :
1.L'amico …Paolo studia il russo.
2.Frequenta l'università … Mosca.
3.Fra poco comincia la lezione … russo.
в) ("a", "di"):
1.Mario e Franco frequentano l'università … Mosca.
2.La lezione … russo comincia; Marco e Carlo ascoltano la risposta … Franco.
3. La mattina insieme … un amico russo andiamo … studiare.
4. Mario e Franco regalano il libro … Elena.
Выучите стихотворение и переведите его:
Noi parliamo l'italiano
Cominciamo piano piano,
Una parola dopo l'altra
Arriviamo sempre in alto!