Лекция 8
Lezione 8
Buongiorno! Come va?
Oggi cominciamo da grammatica : Правильные глаголы в Presente: II и III спряжение
Вы еще не забыли, по какому признаку распознаются итальянские спряжения?
Верно: по окончанию глагола в неопределенной форме.
Для I спряжения это - are : Frequentare l’università.
А для II и III?
Вспомним : II спряжение - ere ,III спряжение – ire.
Верно: по окончанию глагола в неопределенной форме.
Для I спряжения это - are : Frequentare l’università.
А для II и III?
Вспомним : II спряжение - ere ,III спряжение – ire.
Ripetere la domanda
Повторить вопрос |
Dormire poco
Мало спать | ||
1. ripẹto "
2. ripẹti "
3. ripẹte " |
ripetiạmo "
ripetẹte "
ripẹtono " |
dormo "
dormi "
dorme " |
dormiạmo "
dormịte "
dọrmono " |
Мы видим, что от модели I спряжения эти окончания отличаются в 3 лице единственного и 2 и 3 лицах множественного числа. Между собой окончания глаголов II и III спряжения очень схожи: единственное различие – во 2 лице мн.числа, где появляется тематическая гласная каждого спряжения : ripetete, dormite.
В отрицательной форме частица non как обычно ставится непосредственно перед глаголом: non rispondo, non dormo.
Глаголы II спряжения, оканчивающиеся на -cere, -scere , -gere , произносятся в соответствии с первой особенностью итальянского произношения, по которой "c”, "sc” и "g”
звучат как [к] и [г ] перед «о» и «а» : co – ca , sco – sca , go – ga
и как [ч] и [дж] перед "e” и "i”.
звучат как [к] и [г ] перед «о» и «а» : co – ca , sco – sca , go – ga
и как [ч] и [дж] перед "e” и "i”.
Сочетание "sc” перед "e” и "i” дает звук [шь] :
Vịncere – побеждать
Vincere il nemịco - побеждать врага
Conọscere - знать
сonoscere una lingua - знать язык
Lẹggere - читать
leggere una rivịsta - читать журнал
io vinco | conosco | leggo |
tu vinci | conosci | leggi |
lui /lei vince | conosce | legge |
noi vinciamo | conosciamo | leggiamo |
voi vincete | conoscete | leggete |
loro vincono | conoscono | leggono |
Особенностью глаголов III спряжения является суффикс [-isc], который появляется у большинства глаголов этого спряжения во всех лицах ед.числа и в 3 лице множественного.
Capire la risposta - понимать ответ:
io capisco la risposta | noi capiamo la risposta |
tu capisci la risposta | voi capite la risposta |
lui capisce la risposta | loro capiscono la risposta |
Со списком глаголов III спряжения, которые спрягаются без –isc , мы познакомимся позже.
Поупражняемся!
1.Проспрягайте в настоящем времени глаголы в следующих сочетаниях:
essere impiegato e lavorare bene
ripetere la lezione e andare a dormire
dormire bene ed essere forte
leggere molto e conoscere bene la storia
vincere il nemico ed essere contento
non capire la domanda e non dare la risposta
2.Поставьте глаголы из единственного числа во множественное и наоборот по модели:
Ascolto la musica italiana - Ascoltiamo la musica italiana.
Parlate bene il russo - Parli bene il russo
Sono occupato e vado a scuola.
Sei triste e resti a casa.
Abbiamo caldo e andiamo a spasso.
Avete freddo e tornate a casa.
Hanno fame e mangiano.
Parlo il russo e imparo l’italiano.
Compri un libro di testo e ripeti la grammatica.
Dorme molto e studia poco.
Capisce la domanda ma non risponde (rispondere – отвечать).
Vinciamo il nemico ma non siamo contenti.
Числительные
Вы научились считать до десяти. Кажется, немного. Но именно из первой десятки числительных образуются последующие десятки, сотни, тысячи.
Количественные числительные |
Порядковые числительные |
11 = uno + dieci - undici
12 = due + 10 - dọdici
13 = tre + 10 – tredici
14 = quattro + 10 – quattordici
15 = cinque + 10 – quindici
16 = sei + 10 – sedici
17 = 10 + sette – diciasette
18 = 10 + otto – diciotto
19 = 10 + nove – diciannove
20 = venti |
11’ = undici + esimo – l’undicesimo,a
12’ = dodici + esimo – il,la dodicesimo,a
13’ = tredici + esimo – il,la tredicesimo,a
14’ = quattordici + .. – il,la quattordicesimo,a
15’ = quindici + … - il,la quindicesimo,a
16’ = sedici + … - il,la sedicesimo,a
17’ = diciasette+…- il,la diciasettesimo,a
18’ = diciotto + …- il,la diciottesimo,a
19’ = diciannove+.. – il,la diciannovesimo,a
20’= Venti + esimo – il,la ventesimo,a |
Дальше идет простое сложение десятков и единиц :
21 = venti + uno – ventuno
22= venti+ 2 - ventidue
23 = ventitre
24 = ventiquattro
25 = venticinque
26 = ventisei
27 = ventisette
28 = ventotto
29 = ventinove
30 = trenta
40 = quaranta
50 = cinquanta
60 = sessanta
70 = settanta
80 = ottanta
90 = novanta |
21’ = ventuno + esimo - il,la ventunesimo,a
22’ = il,la ventiduesimo,a
23’ = il,la ventitresimo,a
24’ = il,la ventiquattresimo,a
25’ = il,la venticinquesimo,a
26’ = il, la ventiseiesimo ,a
27’ = il, la ventisettesimo,a
28’ = il,la ventottesimo,a
29’ = il,la ventinovesimo,a
30’ = il,la trentesimo,a
40’ = il, la quarantesimo,a
50’ = il, la cinquantesimo,a
60’ = il,la sessantesimo,a
70’ = il,la settantesimo,a
80’ = l’ottantesimo,a
90’ = il,la novantesimo,a |
100 = cento
101 = cento+uno=centouno
200 = due+cento=duecento
300 = tre+cento=trecento
400 = quattrocento
500 = cinquecento
600 = sei+cento=seicento
700 = settecento
800 =ottocento
900 =novecento
|
100’ - il,la centesimo,a
101’ - il,la centounesimo,a
200’ - il,la duecentesimo,a
300’ - il,la trecentesimo,a
400’ - il,la quattrocentesimo,a
500’ - il,la cinquecentesimo,a
600’ - il,la seicentesimo,a
700’ - il,la settecentesimo,a
800’ - l’ ottocentesimo,a
900’ - il,la novecentesimo,a
|
1000 - mille
1001 - mille e uno,a
1122 - millecentoventidue
2000 - duemila
1.000.000 - un milione 2.000.000 - due milioni |
1000’ - il,la millesimo,a
1001’ - il,la millesimoprimo,a
1122’ - il,la millecentoventiduesimo,a
2000’ - il,la duemillesimo,a
1.000.000’ - il,la milionesimo,a 2.000.000’ - il,la duemilionesimo,a |
Количественные числительные на 1 : 21 , 31 ,81 и т.д. сопровождаются существительные во множественном числе.
Если существительное стоит после числительных на 1, последнее усекается :
Если существительное стоит после числительных на 1, последнее усекается :
Compro ventun libri / Compro libri ventuno.
Составные числительные на uno/a согласуются с существительным в роде и числе:
Le mille e una notte. - Тысяча и одна ночь.
Вы уже знаете: множественное число от тысячи – mille будет mila:
duemila lire italiane – 2000 итальянских лир.
Составные числительные пишутся в итальянском языке слитно:
27 - ventisette
427 - quattrocentoventisette
5427 - cinquemilaquattrocentoventisette
«Миллион» употребляется с неопределенным артиклем, т.к. считается существительным:
un milione / due milioni
При обозначении дат используются количественные числительные с определенным артиклем мужского рода:
3 октября - il tre ottobre
28 ноября - il ventotto novembre
Исключение составляет первое число каждого месяца - здесь употребляются порядковые числительные с определенным артиклем :
Il primo ottobre
Определенный артикль мужского рода обязателен также при обозначении года:
В 1987 году
- nel 1987
- nel millenovecentoottantasette
Поупражняемся!
1.Прочитайте арифметические действия:
11 + 18 = 29
31 - 16 = 15
14 х 3 = 42
110 : 55 = 2
(16 + 17) х 19 = 285
2.Напишите по-итальянски:
15 учебников, 13 карандашей, 14 ручек, 19 студентов, 18 дней, 15 языков.
Слитные предлоги
Запомните слитные формы предлогов da и su :
артикль
предлог |
Единственное число |
Множественное число | |||||
Мужской род |
Женский род |
Мужской род |
Женский род | ||||
il |
lo |
l' |
la |
i |
gli |
le | |
DA |
dal |
dallo |
dall' |
dalla |
dai |
dagli |
dalle |
SU |
sul |
sullo |
sull' |
sulla |
sui |
sugli |
sulle |
Предлоги con "с” и per – " для” сливаются с определенным артиклем весьма неохотно. Поэтому, несмотря на формально существующие формы colla, collo, coi, cogli, colle, pella, pello, pell’,pegli и т.д. , - эти предлоги следует употреблять с определенным артиклем раздельно :
con la, con lo, con i, con gli, per la, per lo, per il, per gli и т.д.
Поупражняемся!
1.Раскройте скобки и образуйте слитные предлоги по таблице:
[da]
Stasera andiamo (da + il) professore.
Aldo e Franco vanno (da + gli) amici.
Il treno arriva (da + la) città .
Gli studenti arrivano ( da + l’) Italia.
[su]
(Su + il) tavolo c’è una cartella.
(su + la) cartella ci sono quaderni e libri.
(su + i) quaderni e libri c’è una penna.
(Su + lo) scaffale ci sono i libri di Alessandro.
Testo
- Ciao, Alessandro! Benvenuto a Roma!
- Buongiorno, signora Fabbri! Come va?
- Abbastanza bene, grazie. Parli l’italiano molto bene! Studi da molto?
- No, soltanto da un mese. La grammatica italiana non è tanto difficile, ma lavoro sodo.
- Niente paura: chi cerca trova!
- Lei è molto gentile. Spero di imparare presto la pronuncia e la grammatica.
- Benissimo! Tanti auguri!
- Tanti auguri! Ciao!